Нижнекамский политехнический

колледж имени Е.Н. Королева

gallery/9323ae81142d59018c58782d8d1135e7_101x101

Организация психологической службы колледжа осуществляет психологическую помощь молодым людям в процессе их профессионально-личностного становления, социально-психологической подготовки конкурентоспособных специалистов.

Данная служба является необходимым условием психологического сопровождения профессионального становления молодых людей в условиях системы СПО.

В современных социально-экономических условиях востребована модель подготовки выпускника интегрального типа, включающую в себя как профессиональную квалификацию выпускника, определяющуюся системой знаний, умений и навыков, так и базовые личностные качества, умения и способности, которые определяются как ключевые компетенции.

Профессиональная подготовка будущих специалистов направлена на формирование социально-профессиональной компетентности, под которой понимается интегративное свойство личности, основанное на знаниях и опыте, проявляющееся в готовности выпускника действовать в жизненных и профессиональных ситуациях.

Модернизация содержания профессионального образования в целом обусловливает важность обновления содержания деятельности психологической службы ССУЗа на основе компетентностного  подхода, предполагающей формирование у студентов социально-личностных и профессиональных компетенций, которые позволят выпускникам качественно решать широкий круг социально-профессиональных задач.

 

С 13 по 26 сентября 2018 года во всех студенческих коллективах 1 курса были организованы и проведены психологические тренинги на сплочение и адаптацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На нашем сайте мы предлагаем модель  по формированию социально-личностных компетенций выпускников нашего колледжа, включающую ряд общих (базовых) компетенций, объединенные в группы, данная модель соответствует полностью новым образовательным стандартам.

 Общие компетенции определяют способность решать разнообразные социальные и профессиональные задачи на основе единства обобщенных знаний и умений, универсальных способностей. Именно поэтому такие компетенции востребованы в рамках любой профессии.

 

Модель социально-личностных компетенций

будущих специалистов-выпускников ГАПОУ «НПК имени Е.Н. Королёва»

Группы компетенций

Общие компетенции

Личностные:

  • наличие сформированной ценностно-смысловой    структуры;
  • способность к самоорганизации и самоконтролю - наличие    целеустремленности, готовности проявлять активность и волю, способность    самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно осуществлять выбор действий, принимать    решения в стандартных и  нестандартных ситуациях и нести за них    ответственность;
  • наличие адекватной самооценки, проявляющейся в    позитивной установке, сочетании высокого уровня доверия к себе и уважительном    отношении к окружающим, адекватном уровне притязаний, уверенном поведении;
  • проявление эмоциональной устойчивости

Мотивационные:

  • понимание сущности и социальной значимости своей    будущей профессии
  • наличие учебной и профессиональной мотивации,    сформированных актуальных  (учебных) и    перспективных профессиональных намерений, стремление к профессиональному    развитию
  • готовность к активным действиям на рынке труда с    учетом знаний о специфике рынка труда и своих
  • индивидуально-психологических    особенностях

Коммуникативные:

  • готовность следовать в своем поведении    общечеловеческим и культурным ценностям;
  • умение работать в группе, готовность брать на себя    ответственность за работу всей команды;
  • способность    выполнять поставленные задачи (исполнительность), находить решения в затруднительных ситуациях межличностного взаимодействия;
  • навыки делового общения, умение эффективно    общаться с коллегами, руководством, потребителями;
  • проявление доброжелательности, честности, эмпатии, толерантности

Познавательные:

  • наличие общих интеллектуальных способностей,    владение аналитическим мышлением;
  • способность к обучению, готовность к    самостоятельному получению и переработке информации, владение способами    самоорганизации деятельности;
  • гибкость мышления, способность к творческому    решению задач

Личностные компетенции относятся к самому человеку как к личности. Они отражают уровень личностной зрелости и обусловливают в целом успешность решения личностных и профессиональных задач.

Мотивационные компетенции отражают профессиональную направленность студентов, необходимую для  профессионального становления и развития.

Коммуникативные компетенции обеспечивают способность студентов к социальному взаимодействию, социально-психологической адаптации и продуктивному сотрудничеству.

Познавательные компетенции определяют способность выпускников находить, активно перерабатывать и применять знания, необходимые для получения профессионального образования и дальнейшего профессионального развития.

 

 

На сайте мы предлагаем вашему вниманию основные направления деятельности психологической службы ГАПОУ «НПК имени Е. Н. Королева» по формированию социально-психологических компетенций будущих специалистов.

Психологическое просвещение

По мнению Р. В. Овчаровой, занятия по психологии во многом похожи на социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Преподаватель психологии как педагог создает условия для личностного развития, как руководитель группы направляет процесс решения различных психологических проблем. Личностно-ориентированное образование предполагает такую форму организации учебных занятий, при которых ответ рождается «в диалоге студента и преподавателя, студента и автора обсуждаемого текста, самого студента с самим собой и в общей дискуссии». В своей работе по психологии, содержащей психологические практикумы (задания, деловые игры, тренинги, тесты и др.), мы используем научные работы Н.Р. Битяновой, Т.Г. Григорьевой, В.В. Петрусинского, Н.С. Пряжникова, Т. В. Эксакусто и других известных психологов.

Психодиагностика

Организация процесса профессионального становления и развития личности специалиста в колледже была бы малоэффективной без информации о развитии личности нашего студента. Программа для изучения личности студента, применяемая нами, включает в себя выявление профессиональной направленности личности, исследование личностных свойств, уровня развития познавательных процессов, ценностных ориентаций и особенностей межличностного общения.

Психологическое консультирование

Педагог - психолог решает следующие задачи: проводит глубокую диагностику профессионально важных качеств; информирует студента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования; повышает общую психологическую грамотность в затруднительных вопросах; оказывает профессиональную помощь в процессе профессионального и личностного самоопределения, помогает найти направления дальнейшего развития личности; помогает скорректировать нарушения адаптации и личностных дисгармоний, изменяет поведенческие стереотипы, мешающие оптимальному взаимодействию с окружением. При этом результатом консультирования является не столько решение конкретной проблемы молодого человека, сколько формирование зрелой личности, готовой принять на  себя ответственность за происходящее, способной к саморазвитию, обладающей позитивной жизненной позицией.

Психологическая коррекция и развитие личности

Коррекционная работа педагога - психолога строится  не как набор отдельных упражнений по усовершенствованию умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность студента, органически вписывающаяся в его повседневную жизнь. Задачей педагога - психолога является создание необходимых условий для личностного роста, с учетом того, что естественными силами психического развития является значимая деятельность  молодого человека и система его взаимоотношений в социуме. Здесь важно уделять внимание проблеме профессионального самоопределения (активизация процесса профессионального самоопределения, коррекция готовности к обучению и повышению своего профессионального уровня, эмоциональная регуляция поведения, развитие профессионально важных качеств). Проблема формирования адекватной самооценки, включающая в себя: развитие уверенности в себе, коррекцию повышенной эмоциональной напряженности или излишнего конформизма, эмоционально-волевую тренировку так же занимает важное место в работе педагога-психолога.

Далее следует решение коммуникативных проблем: изменение стереотипов поведения, развитие навыков межличностного и делового общения, развитие новых типов отношений равноправия и сотрудничества.

Психологическая служба колледжа

gallery/img-20190307-wa0000

Барбакова

Людмила Валерьевна

gallery/img_20180915_082959
gallery/img_20180915_085958
gallery/img_20180917_091019_1

Педагог-психолог Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королёва"

С 2013 года руководитель муниципального методического объединения педагогов-психологов НМР РТ.

Квалификация: Первая квалификационная категория

Общий стаж: 21 год

Педагогический стаж: 20 лет

Стаж в данной должности: 14 лет